Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования
Год основания научной школы: 1979 г.
Основатель научной школы: Романцев Геннадий Михайлович, академик РАО, доктор пед. наук, профессор
Предметная область: педагогика, образование
История научной школы
Школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования» сформировалась как синергетический результат обобщения теории и практики 30-летнего периода развития высшего инженерно-педагогического, 50-летнего периода развития среднего индустриально-педагогического и 70-летнего – профессионально-технического образования в Советском Союзе. Весь этот опыт был сконцентрирован при создании в 1978 г. Свердловского инженерно-педагогического института (СИПИ) – первого и головного высшего учебного заведения в системе Государственного комитета по профессиональному образованию СССР (Госпрофобр). Важной вехой в становлении научной школы стало создание на базе института в 1987 г. Учебно-методического объединения по инженерно-педагогическим специальностям.
На рубеже 1980–90-х гг. система высшего инженерно-педагогического, среднего индустриально-педагогического и начального профессионально-технического образования страны в теоретическом, методологическом и научно-методическом аспектах вступили в полосу кризиса. Целый ряд теоретиков и практиков (С. Я. Батышев, В. С. Леднев, Б. А. Соколов, Л. К. Малштейн, Е. В. Ткаченко и др.) занимались поиском путей выхода из этого состояния. Был среди них и Г. М. Романцев, который, обобщив отечественные и международные теории и эмпирику профобразования, тенденции глобализации и локализации социально-экономического развития, предложил три авторских концепции: профессионально-педагогическое образование (1991 г.), высшее рабочее образование – прикладной бакалавриат (1992 г.) и концепцию, оформившуюся позднее, – развитие ремесленничества (1996 г.). За несколько лет эти взаимосвязанные между собой теории не только стали устойчивыми, социально и экономически востребованными направлениями исследований, но и институировались на практике в различных регионах страны и превратились в единую научную школу с широким международным признанием, которая в настоящее время является ведущей в системе высшего и среднего профессионально-педагогического и начального профессионального образования Российской Федерации.
Основатель научно-образовательной школы Геннадий Михайлович Романцев – доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор около 300 научных и научнометодических работ. Награжден орденами Дружбы и «Святая София» (Международная организация социального партнерства «Европейская организация бизнеса» за личный вклад в возрождение духовности, науки и культуры. Оксфорд, Великобритания).
В настоящее время скоординированные научно-исследовательские и внедренческие работы по всей стране и за рубежом ведутся под руководством специалистов Российского государственного профессиональнопедагогического университета (РГППУ):
Владимира Анатольевича Федорова – проректора по научной, инновационной политике и внешним связям, доктора педагогических наук, профессора, автора более 240 публикаций;
Ирины Васильевны Осиповой – ученого секретаря УМО по профессионально-педагогическому образованию (ППО), кандидата педагогических наук, профессора, автора более 120 публикаций;
Ольги Вениаминовны Тарасюк – ученого секретаря УМО по ППО, кандидата педагогических наук, профессора, автора более 120 публикаций;
Фердинанда Тайфуковича Хаматнурова – директора Научно-образовательного центра инноваций в образовании, доктора педагогических наук, профессора, автора более 140 публикаций;
Андрея Викторовича Ефанова – директора Научно-образовательного центра по развитию ремесленничества РГППУ, кандидата педагогических наук, доцента, автора более 160 публикаций.
Целью исследовательской программы является теоретико-методологическое обоснование опережающего развития многоуровневого вариативного профессионального и профессионально-педагогического образования как детерминанта инновационных изменений социально-экономических, идейно-политических и культурно-бытовых условий. Задачи проводимых исследований:
• систематизировать и обобщить опыт системного изучения проблем в области профессионального и профессионально-педагогического образования;
• определить методологические и теоретические основания опережающего профессионального и профессионально-педагогического образования;
• выявить закономерности функционирования и развития профессионального и профессионально-педагогического образования;
• разработать теоретические основы проектирования содержания
опережающего многоуровневого вариативного профессионального и профессионально-педагогического образования как детерминанта инновационных изменений социально-экономических и социально-педагогических условий.
Научная школа академика Г. М. Романцева в настоящее время ведет исследования по трем ведущим направлениям.
1. «Научные основы развития и проектирования профессионально-педагогического образования в России».
Целью работ по данному направлению является теоретико-методологическое обоснование развития профессионально-педагогического образования в изменяющихся социально-экономических и социальнопедагогических условиях.
Задачи исследования:
• систематизировать и обобщить опыт изысканий в области профессионально-педагогического образования;
• определить методологические и теоретические основания профессионально-педагогического образования;
• изучить закономерности развития профессионального и профессионально-педагогического образования;
• разработать теоретические основы проектирования содержания профессионально-педагогического образования.
В 1991 г., анализируя различные сценарии дальнейшего развитиявысшего инженерно-педагогического образования в противоречивых условиях начального периода становления рыночных отношений, Г. М. Романцев предложил расширить ареал его распространения и, соответственно, трансформировать данную систему в профессионально-педагогическое образование. Последовательная и адекватная реализация этой идеи на практике позволила не только сохранить этот вид образования, но и вывести его, по ряду системных показателей, на лидирующие позиции в стране и в СНГ. Концепция профессионально-педагогического образования явилась методологической основой для обоснования новых подходов к высшему профессиональному образованию (Романцев Г. М. Проблемы профессионально-педагогического образования // Инженерное образование на рубеже XXI в.: материалы междунар. конф. Алушта, 1991).
Этапами развития данного научного направления школы стали:
• 1987–1992 гг. – становление концепции профессионально-педагогического образования (ППО);
• 1992–2000 гг. – период институирования профессионально-педагогического образования: трансформация СИПИ в профессиональнопедагогический университет; Учебно-методического объединения по инженерно-педагогическим специальностям в УМО по профессионально-педагогическому образованию (председатель – Г. М. Романцев); возникновение профессионально-педагогических учебных заведений, факультетов, кафедр и т. д.; разработка учебно-методического сопровождения, обобщение и распространение передового опыта подготовки кадров по специальностям;
• 2000 г. – по настоящее время – интенсивное развитие научного направления, возникновение на базе РГППУ Уральского отделения РАО (председатель – академик РАО Г. М. Романцев); координация усилий ученых на решении важных проблем развития и совершенствования профессионально-педагогического образования.
Данное научное направление предполагает определение условий, факторов, противоречий и проблем развития профессионально-педагогического образования в современной ситуации (В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк); структурно-содержательную реформу (Н. А. Шубина); совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и образовательных технологий в учреждениях ППО (Л. В. Соловьева-Гоголева, И. В. Кукенков, В. И. Магойченков, В. Я. Шевченко); обеспечение и развитие качества подготовки специалистов (В. А. Федоров); приведение организационно-экономических механизмов функционирования учреждений ППО в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями (Т. Я. Касьянова, Н. И. Шишкина, Л. И. Корнеева, В. Б. Савельев и др.), решение проблем профессионально-педагогической этики и риторической культуры преподавателей высшей школы (Ф. Т. Хаматнуров, Л. П. Аксенова и др.).
Действующий руководитель
Руководитель научной школы – Федоров Владимир Анатольевич, директор научно-образовательного центра профессионально-педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор.
Дата рождения - 29.07.1950. В 1973 г. окончил Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова, 1977 г. - кандидат технических наук, 2002 г. - доктор педагогических наук, 2003 г. – профессор. Работал в РГППУ на должностях доцента, декана, проректора по научной, инновационной политике и внешним связям. В настоящее время - директор научно-образовательного центра РГППУ.
Тел. +7 (912) 229-17-95
E-mail: fedorov1950@gmail.com
Знаки:
- «Изобретатель СССР»,
- «Отличник народного просвещения»,
- «Почетный работник науки и техники»;
Почетные грамоты:
- Министерств СССР,
- РФ и Российской академии образования
Достижения:
• Вклад в исследование проблем подготовки педагогов профессионального обучения для СПО РФ, в развитие системы подготовки педагогов профессионального обучения в РФ, в исследование и развитие системы профессионального образования.
• Под научным руководством подготовлено 2 докторские диссертации и 16 кандидатских диссертаций
Публикации:
• Давыдова, Н. Н. Научно-образовательные сети: теория, практика : монография / Н. Н. Давыдова, Е. М. Дорожкин, В. А. Федоров ; под научной редакцией В. А. Федорова. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. – 481 с.
• Гапонцев, В. Л. Структура содержания образования. Эволюция структуры в свете принципа симметрии : монография /
В. Л. Гапонцев, В. А. Федоров, М. Г. Гапонцева. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – 190 с.
• Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект / В. А. Федоров, П. Ф. Кубрушко,
В. В. Дубицкий, А. В. Феоктистов // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 7. – С. 11-44
Деятельность научной школы
Теоретико-методологическое обоснование и технологическое обеспечение опережающего развития многоуровневого вариативного профессионального и профессионально-педагогического образования как детерминанта инновационных изменений социально-экономических, идейно-политических и культурно-бытовых условий.
Деятельность научной школы способствует развитию теоретической и практической профессиональной педагогики, что подтверждено тематикой научных исследований, защищенных 20 докторских и около 80 кандидатских диссертаций. Внедрение полученных результатов научных исследований:
1. Разработаны научные основы развития и проектирования системы профессионально-педагогического образования (подготовка педагогов для системы профессионального образования), реализация которых позволила трансформировать инженерно-педагогическое образование в масштабную государственную систему профессионально-педагогического образования, включающую образовательные организации высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ;
2. Разработаны научные основы развития нового направления профессионального образования в России – высшего рабочего образования (прикладного бакалавриата), что позволило на практике реализовать и апробировать в Свердловской области модель многоуровневого профессионального учебного заведения нового типа – институт высшего рабочего образования;
3. Разработаны научные основы специальной отрасли профессионального образования в России – профессионального ремесленного образования и создан в Екатеринбурге Профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей, ставший Федеральной экспериментальной площадкой, результаты научной и практической деятельности которой позволили начать мультиплицирование апробированной модели обучения специалистов-ремесленников в учебные заведения других регионов России Результаты исследований: Общее количество публикаций за последние 3 года – около 440 Численность участников научной школы: 44 чел., в т. ч. доктора наук – 8 чел., кандидаты наук – 12 чел., аспиранты – 4 чел., магистранты – 8 чел, студенты – 12 чел.
В 2022 г. при участии научной школы проведены фундаментальные исследования по проекту «Теория и методология формирования системы обновления содержания в рамках подготовки педагогических кадров в условиях трансформации российской экономики» в рамках государственного задания Минпросвещения России.
Партнеры научной школы
• Отделение профессионального образования РАО;
• Институт психологии РАН;
• Департамент образования и науки города Москвы;
• ФИРО РАНХиГС;
• Университеты, реализующие подготовку педагогов профессионального обучения для системы профессионального образования России;
• Колледжи и центры подготовки персонала промышленных предприятий.