26.02.2025

Дмитрий Чернышенко принял участие в правительственном часе в Совете Федерации

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко принял участие в правительственном часе в Совете Федерации на тему «О стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов».

Вице-премьер поблагодарил Валентину Матвиенко и сенаторов за внимание к системе образования и готовность решать задачи совместными усилиями, а также ответил на вопросы. В рамках подготовки к правительственному часу их поступило от сенаторов более 250.

Сегодня Россия входит в топ-10 ведущих стран по качеству образования, а также по объёму научных исследований и разработок. Мы занимаем лидирующие позиции в основных международных олимпиадах студентов и школьников. В 2024 году участники наших сборных завоевали 42 награды. Система образования выстояла в ковид, обеспечив стабильность образовательного процесса. Всё это результаты сильных традиций и достижений нашей страны под руководством Президента Владимира Путина за последние десятилетия,
подчеркнул Дмитрий Чернышенко.

Он отметил, что проанализировано более 600 документов в области образования. При подготовке Стратегии развития образования до 2040 года собрано порядка 340 тыс. мнений от граждан, в том числе через портал Госуслуг. Под председательством премьер-министра Михаила Мишустина проведены стратегические сессии. В итоге определены ключевые вызовы:

  • необходимость обеспечения технологического лидерства и устойчивой и динамичной экономики;
  • трансформация миропорядка и ценностная война против России;
  • стремительное развитие искусственного интеллекта и цифровых технологий;
  • неравные стартовые возможности и разобщённость социальных групп;
  • демографическая яма.

Для ответа на них будет сформирован перечень системообразующих мероприятий в разрезе уровней образования.

Цифровизация должна служить поддержкой учителю, позволяя ему больше времени уделять наставничеству и воспитанию. Технологии не могут заменить живой контакт между учеником и педагогом, который важен для качественного обучения.

Повышение статуса и престижа профессии учителя — ключевой аспект развития системы образования. Первоочередная задача — разработка механизма достойной оплаты труда учителей, а также меры по привлечению и удержанию квалифицированных кадров.

Необходимо определить реальную потребность в учителях по базовым предметам: математике, физике, химии, информатике и биологии. Эту задачу ставит Президент. Доля молодых учителей в возрасте до 25 лет за последние пять лет увеличилась на 1,5%. Несмотря на то что это незначительный прирост, он всё же является шагом вперёд.

Дмитрий Чернышенко поручил Министерству просвещения совместно с регионами сформировать комплекс мер, направленных на сокращение дефицита учителей.