От школьной парты к университетской аудитории: инновационные технологии РГППУ, меняющие подходы к обучению и воспитанию
Каждый год в августе проходит знаковое событие для всей образовательной системы Свердловской области – большое совещание педагогических работников нашего региона под патронажем Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области.
Августовский педсовет собирает специалистов всех уровней: от учителей начальных классов до руководителей образовательных учреждений, а также представителей органов государственной и муниципальной власти. Значимость августовского совещания трудно переоценить: именно здесь формируются ключевые подходы и стратегии, определяющие развитие образовательной системы на весь предстоящий учебный год.
В этом году Российский государственный профессионально-педагогический университет получил право на организацию и проведение секции под названием "Школа – ВУЗ: технологии обучения и воспитания". 28 августа в РГППУ собрались заинтересованные участники, среди которых были представители академического сообщества, практикующие педагоги, а также эксперты в сфере инновационных образовательных технологий.
Секция проходила в том числе и в онлайн-режиме, что позволило значительно расширить географию участников. Всего в секции приняли участие 263 представителя сферы образования. В онлайн-режиме принимали участие 240 педагогов из различных территорий Свердловской области: Ивдель, Североуральск, Краснотурьинск, Новоуральск, Талица, Артёмовский, Новоуральск и, конечно, Екатеринбург. Все это свидетельствует о большой заинтересованности педагогического сообщества, важности обсуждаемых вопросов и огромного желания получить практические рекомендации по их решению.
Модератор совещания – и.о. ректора Российского государственного профессионально-педагогического университета Людмила Габышева, открывая работу совещания, поблагодарила участников за внимание в данной секции.
Наш университет является не совсем обычным. РГППУ был создан как первый в нашей стране вуз профессионально-педагогической направленности, получивший статус Российского. В течение нескольких десятилетий университет выступает в качестве базового вуза в области профессионально-педагогического образования. Сегодня мы видим задачу нашей секции в том, чтобы по-новому посмотреть на взаимосвязь школы и вуза, на сотрудничество университета с педагогами общего и среднего профессионального образования, которые могут дать реальные практические результаты.
Первой на совещании с докладом на тему «Современные технологии профессионального самоопределения школьников» выступила проректор по образовательной деятельности РГППУ Анна Кривоногова.
Наш университет имеет статус не просто педагогического, а профессионально-педагогического. Деятельность по профориентированию, по подготовке к выбору будущей профессии является для нас приоритетной задачей. Наш университет не понаслышке знает, что в настоящее время происходит возрождение взаимодействия производственной сферы и системы профессионального и высшего образования.
В своем выступлении Анна Кривоногова отметила, что такое тесное взаимодействие позволяет настроить образование на реальные потребности сферы труда. И здесь одним из инструментов является профориентация. Работодатели и предприятия активно участвуют в образовательном процессе РГППУ и колледжа, помогают в процессе модернизации материально-технической базы. Все это существенно повышает потенциал нашей профориентационной работы.
Одним из подходов, который мы активно используем в работе со школьниками, который усиливает развивающий эффект профориентационных образовательных программ и проектов и положительно влияет на профессиональное самоопределение школьников, является проектная деятельность.
Анна Кривоногова представила некоторые практики проведения профориентационных программ и проектов, в организации которых университет может оказать школам методическую поддержку. Более подробно был представлен профориентационный проект «Профильные классы».
Профильные классы РГППУ организуются для школьников 5-8 и 10-11 классов. Они имеют профессионально-педагогическую и технологическую направленность. Инновационный формат обучения в профильных классах построен на основе «погружения» в систему практических занятий по направлениям: робототехника, альтернативная энергетика, аддитивные технологии, виртуальная и дополненная реальность, нейротехнологии и позволяют школьникам пройти профессиональные пробы с последующим профессиональным самоопределением.
Проректор также акцентировала внимание на практике РГППУ, продемонстрировав успешные примеры реализации инновационных подходов, которые позволяют школьникам осознанно выбирать свою будущую профессию и более уверенно вступать на профессиональный путь. Слушателям совещания был представлен уникальный комплекс профориентационных проектов РГППУ, включающий организацию квестов, олимпиад, мастер-классов, тренингов, деловых игр, опытов.
Уважаемые коллеги, представленная система профориентационной работы и опыт, который накоплен РГППУ позволяет говорить о том, что мы готовы осуществлять профориентационную работу по подготовке молодежи к выбору профессии, к выбору своего будущего, чтобы подросток мог сказать: «Я знаю, каким должно быть мое образование и моя будущая профессия»,
сказала в заключении Анна Кривоногова.
Участникам совещания была представлена уникальная технология айтрекинга — системы регистрации движений глаз, которая широко используется в различных областях исследований. Антон Шаров, старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития РГППУ, рассказал о том, что айтрекинг может применяться для совершенствования образовательного процесса, оценки эффективности педагогических технологий и деятельности. Ученые РГППУ предложили использовать данную технологию для профессиональной ориентации школьников. В основе лежит отслеживание реакций человека на проявления, связанные с различными профессиями. Таким образом, айтрекинг может быть использован для определения интересов человека к конкретным профессиональным сферам. Уникальная технология может успешно применяться для профессиональной ориентации школьников.
Вопрос, посвященный организации воспитательного пространства: школа–вуз представила Яна Сикорская, советник ректора по воспитательной работе и молодежной политике РГППУ. Данная тема также является крайне актуальной и требует особого внимания.
Воспитательное пространство школа–вуз является основанием для самоопределения школьников, все зависит от нас, чем мы наполним это пространство. Здесь важны конкретные и последовательные проекты,
подчеркнула Яна Сикорская.
Яна Игоревна представила участникам совещания практические механизмы организации взаимодействия школы и вуза в рамках воспитательной работы, которые могут включать в себя несколько ключевых направлений. Например, сотрудничество может развиваться через совместные программы волонтерской деятельности, где школьники смогут в том числе осваивать навыки пользования электронными сервисами в сфере добровольчества, оформления грантовых проектов и формирования портфолио, получение волонтерских книжек. Вузы, в свою очередь, могут предложить школьникам дополнительные баллы при поступлении, организовать для них практику иностранных языков, а также привлечь к участию в конкурсах на получение индивидуальных наград и поездок, что будет способствовать развитию активной гражданской позиции и профессионального самоопределения.
В рамках патриотического воспитания, школа и вуз могут совместно организовывать мероприятия, включающие участие школьников в ярких событиях и встречах с известными людьми. По направлению формирования традиционных семейных ценностей и профилактической деятельности, вузы могут стать партнерами школ в проведении акций, таких как «Письмо маме», а также в обучении педагогов эффективным методам профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде. Совместные семинары и тренинги, проводимые вузами для заместителей директоров школ, педагогов и советников по воспитательной работе, помогут повысить квалификацию школьных сотрудников и обеспечить внедрение современных воспитательных технологий, что в свою очередь укрепит взаимодействие между школой и вузом в создании безопасной и благоприятной образовательной среды.
В ходе совещания был представлен анонс методического семинара-совещания «Практическая организация учебного предмета «Основы безопасности и защита Родины» и внеучебной деятельности по патриотическому воспитанию в образовательной организации». Этот семинар призван помочь педагогам более эффективно организовывать учебную и воспитательную деятельность, направленную на формирование у школьников патриотического сознания и активной гражданской позиции.
Участники августовского совещания получили ценную информацию, которая еще раз подчеркнула ведущую роль РГППУ во внедрении новейших технологий ранней профессиональной ориентации школьников. В ходе обсуждений была поддержана инициатива университета по созданию единого воспитательного пространства, связывающего школу и вуз. Эти достижения РГППУ были высоко оценены участниками совещания. Неоднократно отмечался колоссальный практический опыт университета в разработке и реализации программ профориентации, его значимый вклад в интеграцию образовательных и воспитательных процессов, что способствует более успешной подготовке не только будущих специалистов, а прежде всего граждан нашей страны.
Секция «Школа–вуз: технологии обучения и воспитания» стала важной площадкой для обмена опытом и обсуждения ключевых вопросов развития сферы образования. Итоговые решения и рекомендации, которые станут основой резолюции совещания, будут предложены для внедрения в практику работы образовательных учреждений, что послужит, безусловно, инновационному развитию российской образовательной системы в целом.