РГППУ — участник инновационных трендов в образовании
26 февраля 2025 года состоялся Фестиваль инновационных площадок, организованный Российской академией образования (РАО). Это ключевое событие подвело итоги реализации инновационных проектов в сфере образования в 2024 году, предоставив ученым, представителям образовательных организаций и практикующим специалистам возможность обменяться опытом, обсудить вызовы современной педагогики.
Впервые в Фестивале принял участие Научный центр РАО на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета, который с 14 мая 2024 года официально получил статус инновационной площадки РАО. С момента присвоения этого статуса университет активно включился в формирование научного и прикладного содержания в рамках шести тематических направлений. Эти исследования охватывают широкий спектр вопросов, включая профессиональное и профессионально-педагогическое образование.
На открытии тематической секции РГППУ выступила и.о. ректора университета Людмила Габышева, подчеркнув, что инновационные трансформации в образовании идут беспрецедентными темпами:
«Профессионально-педагогическое образование — это сфера, которая буквально живет изменениями. Новые технологии, цифровизация, развитие искусственного интеллекта, изменение потребностей рынка труда — все это требует от системы подготовки педагогов молниеносной адаптации. Учитель, который вчера уверенно работал с классической методикой, сегодня уже должен владеть интерактивными платформами, а завтра — уметь интегрировать VR и AR технологии в образовательный процесс. Если раньше профессионально-педагогическое образование было консервативной системой, то сейчас оно стремительно становится лабораторией инноваций, где старые подходы ломаются, а новые рождаются в режиме реального времени.
Но главный вызов не в технологиях, а в людях. Современный педагог — это не просто транслятор знаний, а навигатор в мире информации, наставник, мотиватор. Именно поэтому система подготовки специалистов должна быть гибкой, динамичной и точечной. Массовые шаблонные программы уходят в прошлое, на их место приходят персонализированные траектории обучения, активное включение бизнеса, симбиоз теории и практики. Сегодня профессионально-педагогическое образование — это не просто диплом, это система непрерывного апгрейда, где ключевая компетенция преподавателя — способность к постоянному обновлению
Выступая на открытии Фестиваля президент РАО Ольга Васильева отметила, что инновационные площадки становятся центрами экспериментов и передового опыта. По её словам, именно такие проекты обеспечивают более эффективную и адаптивную образовательную среду, отвечающую вызовам времени. Всего в России функционирует 95 инновационных площадок РАО, в рамках которых реализуется 57 образовательных проектов.
Жанна Садовникова, заместитель президента РАО, подчеркнула важность укрепления научной базы, развития сетевых площадок и актуализации тематики инновационных исследований.
В рамках фестиваля состоялась работа семи тематических секций, обсуждавших модели образовательных систем, цифровые технологии в обучении и новые форматы взаимодействия участников образовательного процесса.
От РГППУ с докладами по итогам своих исследований выступили:
Леонид Захаровский, директор Института гуманитарного и социально-экономического образования, канд. ист. наук, доцент.
Фундаментальное исследование «Интеграция инноваций и традиций (обеспечение исторической преемственности) в развитии Российского профессионального образования: на примере анализа наставничества в горнозаводских школах Урала и учебных заведениях профтехобразования XX века — определение оснований для реинноваций в профессионально-педагогическом образовании»
Сергей Анахов, заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин Института инженерно-педагогического образования, д-р техн. наук, доцент.
Прикладное исследование «Разработка содержания, моделей и новых форматов инженерно-педагогической подготовки в профессионально-педагогическом вузе».
Участие РГППУ в Фестивале инновационных площадок РАО стало подтверждением его статуса как одного из ведущих центров развития профессионально-педагогического образования. Университет не только следует актуальным образовательным тенденциям, но и активно формирует новые методики подготовки педагогов современной формации.