РГППУ стал инновационной площадкой Российской Академии образования
26 сентября 2024 года в зале ученого совета РГППУ состоялась работа НЦ РАО РГППУ в формате круглого стола на тему: «Практики отраслевой педагогики: наука и опыт». Модератором встречи выступила Елена Геннадьевна Врублевская, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, руководитель Центра развития педагогического образования РАО.
В дискуссии приняли участие видные эксперты в сфере образования, среди которых Владислав Владиславович Сериков, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Виктор Михайлович Демин, заместитель руководителя Центра развития высшего образования и СПО РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России.
В начале работы Елена Геннадьевна Врублевская поприветствовала всех участников круглого стола, обозначив характер работы и основные задачи по выработке экспертной позиции по развитию отраслевой педагогики в субъектах Российской Федерации. В настоящее время система профессиональной подготовки призвана дать ответы на вопросы: «Как учить? Чему учить? Какие технологии и методики применять в процессе обучения». Практические проблемы в контексте отраслевой специфики системы образования напрямую связаны с деятельностью профессионально-педагогического вуза.
Первым от РГППУ выступил Владимир Анатольевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор и руководитель научной школы «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования» который подробно рассказал о специфике профессионально-педагогического образования. Он отметил, что профессионально-педагогическая подготовка является бипрофессиональной, интегрируя в себя подготовку содержания отраслевого образования и психолого-педагогическую компоненту.
Плюс к отраслевой можно добавить и подготовку по рабочей профессии, либо по должности служащего. Это все то, что должен знать педагог профессионального обучения. В этой связи важной задачей является поддержание баланса между этими компонентами, что особенно актуально в условиях сокращения времени обучения с 5 до 4 лет. В.А. Федоров подчеркнул значимость отраслевой педагогики и необходимости подготовки педагогов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям экономики.
История показывает, что уже в 20 годы в лексикон педагогики вошла специальная педагогика, которая в своем содержании подразумевала как готовить педагогов для системы подготовки кадров для возрастающей промышленности страны и появился термин «инженер», «педагог», «инженерно-педагогическое образование.
В 1922 году был открыт первый инженерно-педагогический институт (г. Санкт-Петербург) и появились понятия «агроном-педагог», «аграрно-педагогическое образование». В 90-е годы, когда были разработаны соответствующие образовательные программы и квалификация присваивалась по предназначению к той или иной области, «инженер», «педагог», «агроном-педагог», «дизайнер-педагог», «экономист-педагог» и так далее.
При введении ФГОС первого поколения все отраслевые квалификации заменили на одну «Педагог профессионального обучения» с указанием отрасли. Зачастую педагоги, привлеченные к обучению с производства, не знают психолого-педагогических тонкостей и это наносит ущерб качеству работы. С другой же стороны подготовка педагога профессионального обучения не должна организовываться в педагогических университетах. Там предпочтение отдается только педагогическим подходам, и тогда страдает отраслевая квалификация».
Следующим спикером стал Сергей Вадимович Анахов, доктор технических наук, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин РГППУ. Он представил доклад о подготовке инженеров-педагогов и обозначил ключевые вызовы, связанные с интеграцией фундаментальных знаний и современных цифровых технологий в инженерно-педагогическое образование.
В настоящее время подготовка инженеров-педагогов ведется по направлениям (по отраслям), но и по направлениям, которые для университета также являются приоритетными. Это информационные, электроэнергетические и машиностроительные направления подготовки. Но только на внебюджетной основе.
В инженерно-педагогическом образовании идет акцент на несколько ключевых подходов, которые мы считаем приоритетными. Это проектный подход, цифровизация, социальная направленность и транспрофессионализм.
От филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле выступила Алена Валерьевна Молоднякова, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования. Эксперт национального методического совета по технологическому образованию продемонстрировала как формируются основы технического творчества на компьютерных 3D-технологиях. У Алены Валерьевны имеются патенты на собственные программы, которые она реализует на протяжении своей профессиональной деятельности.
Заместитель руководителя Центра развития ВО и СПО РАО Виктор Михайлович Демин, подводя итоги круглого стола, отметил значимость опыта РГППУ в профессиональной подготовке и подчеркнул, что этот опыт востребован не только в Уральском регионе, но и по всей России.
Российский государственный профессионально-педагогический университет стал инновационной площадкой РАО, и его опыт в решении проблем профессиональной подготовки востребован не только в Уральском регионе, но и по всей стране.
Данный круглый стол подчеркнул необходимость совершенствования системы профессионально-педагогического образования и выработки новых подходов к обучению кадров для различных отраслей экономики, что становится особенно актуальным в условиях стремительных изменений на рынке труда.