РГППУ стал участником IV Всероссийского форума по вопросам развития педагогического образования Российской академии образования
14 марта в Российской академии образования завершился IV Всероссийский форум по вопросам развития педагогического образования — ключевое событие научно-образовательной повестки страны, собравшее более 900 участников в очном и дистанционном форматах. В числе участников — Российский государственный профессионально-педагогический университет, выступивший в статусе одной из экспертных площадок форума. Участие РГППУ в столь представительном событии закономерно: университет уверенно закрепил за собой статус флагмана в сфере подготовки педагогов для профессионального образования.
Форум, организованный Российской академией образования при поддержке Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ, стал пространством открытого диалога между учеными, представителями вузов, колледжей и школ. Особое внимание было уделено актуализации содержания педагогических программ, внедрению цифровых технологий, интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс и пересмотру методологических основ подготовки будущих педагогов. Слова президента РАО Ольги Васильевой, прозвучавшие в видеоприветствии участникам форума, задали общий вектор дискуссий: необходимость консолидации усилий профессионального сообщества для выработки научно обоснованных решений, способных обеспечить опережающее развитие педагогического образования.
Российский государственный профессионально-педагогический университет стал не просто участником, но и активным соорганизатором содержательной части форума. На базе Научного центра РАО в РГППУ прошел круглый стол «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для системы СПО», в рамках которого ученые университета представили доклады, затрагивающие широкий спектр проблем профессионально-педагогического образования.
Выступление и.о. ректора РГППУ Людмилы Габышевой подчеркнуло ключевую мысль: подготовка педагогов для среднего профессионального образования становится краеугольным камнем в формировании технологического суверенитета страны.
Вызовы, стоящие перед отечественной системой образования, беспрецедентны. Современная экономика — это экономика знаний, технологий и креативных решений. Перед нами стоят задачи обеспечения технологического суверенитета, трансформации индустрий, цифровизации производства и сервисов. Все это невозможно без качественной подготовки профессиональных кадров, особенно в системе среднего профессионального образования, которая обеспечивает быстрый отклик на потребности регионов и отраслей.
Именно поэтому особое значение в рамках форума приобретает тема подготовки педагогов для системы среднего профессионального образования и для новых отраслей экономики, где потребность в профессионально компетентных, методически подкованных и гибких специалистах постоянно растёт.
Сегодня мы видим, что вызовы времени требуют от педагогического образования не просто адаптации, а опережающего развития. Растет необходимость пересмотра подходов к проектированию образовательных программ, усилению практико-ориентированного компонента, интеграции цифровых решений, а главное — возвращения авторитета педагогической профессии.
Российский государственный профессионально-педагогический университет, обладая сильными традициями и инновационными разработками в сфере профессионального образования, реализует комплексный подход к подготовке педагогических кадров.
Надеюсь, что в глазах академической и научной общественности мы будем тем образовательным центром, который формирует научную повестку завтрашнего дня как ответ на современные вызовы
Тематическое наполнение Круглого стола «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для системы СПО» отразило комплексный и междисциплинарный подход к модернизации педагогического образования в условиях цифровизации, трансформации экономики и усиления роли креативных индустрий.
На круглом столе выступили:
Людмила Андрюхина, д-р филос. наук, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии — «Конвергентное образование как платформа подготовки педагогических кадров для креативных индустрий».
Светлана Фоменко, д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой философии, социологии и социальной работы Института гуманитарного и социально-экономического образования —«Исторические и современные формы профессиональной подготовки и адаптации молодого работника в условиях корпоративного образования».
Сергей Разинков, канд. ист. наук, доцент кафедры документоведения, права, истории и русского языка — «Интеграция инноваций и традиций (обеспечение исторической преемственности) в развитии Российского профессионального образования: на примере анализа наставничества в горнозаводских школах Урала и учебных заведениях профтехобразования XX века — определение оснований для реинноваций в профессионально-педагогическом образовании».
Ольга Краюхина, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой креативных индустрий в методике профессионального обучения — «Основные подходы к проектированию содержания подготовки педагогов профессионального обучения в сфере креативных индустрий (на примере креативной индустрии моды)».
Дмитрий Заводчиков, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой психологии образования и профессионального развития — «Теоретико-методологические основания и эмпирические исследования профессиональной биографии личности».
Ксения Федулова, канд. пед. наук, доцент кафедры информационных систем и технологий —«Интеграция педагогического и отраслевого (инженерного) содержания подготовки педагога профессионального обучения в условиях цифровизации образования».
Анастасия Новосёлова, ст. преподаватель кафедры документоведения, права, истории, и русского языка — «Развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональной школы в условиях дополнительного образования».
Екатерина Ситникова, аспирант, ассистент кафедры профессиональной педагогики и психологии — «Конвергентное взаимодействие отраслевых партнёров и колледжей как механизм обеспечения практико-ориентированного обучения».
Антон Лялин, ассистент кафедры инжиниринга и профессионального обучении в машиностроении и металлургии — «Теоретические основы инженерной подготовки в цифровой образовательной экосистеме профессионально-педагогического вуза».
Обсуждаемые темы продемонстрировали научную глубину, практическую направленность и актуальность предложенных решений. По итогам дискуссии были выработаны предложения, направленные на усиление практико-ориентированной подготовки педагогов, развитие индивидуальных траекторий профессионального роста и обновление содержания педагогических программ в соответствии с вызовами времени.
Тематика круглого стола продемонстрировала многопрофильный научный потенциал РГППУ. В своих докладах ученые РГППУ не только раскрыли проблемное поле, но и предложили конкретные решения — от внедрения цифровых платформ до интеграции историко-культурных практик в современные педагогические стратегии.
Форум подтвердил, что РГППУ — это стратегическая научно-образовательная площадка, формирующая педагогическую повестку XXI века. Здесь сосредоточены усилия по соединению традиционных образовательных практик с новыми вызовами, будь то цифровизация, развитие креативных индустрий, инженерное мышление или гуманитарные ценности. Университет последовательно реализует концепцию «педагога будущего» — специалиста, способного не просто адаптироваться, а опережать перемены, задавая вектор развития образовательной системы.
Участие в IV Всероссийском форуме — еще одно подтверждение того, что научно-педагогическая школа РГППУ обладает высоким авторитетом на федеральном уровне, а наработанные модели подготовки кадров становятся основой для тиражирования в других регионах России.
В условиях вызовов, с которыми сталкивается отечественное образование — от нехватки кадров до трансформации индустрий — роль РГППУ как опорного научного и методического центра в сфере профессионально-педагогического образования возрастает. Университет демонстрирует не только способность отвечать на запросы времени, но и формирует устойчивые решения, опираясь на научный подход, междисциплинарность и глубокое понимание социально-экономических процессов. Это делает его важнейшим участником процесса выстраивания новой, суверенной системы педагогического образования в России.