Ученые РГППУ поделились со студентами своими исследованиями
В РГППУ прошла Экспертная сессия по итогам реализации грантовых проектов Российского научного фонда за 2023–2024 гг. На ней ученые нашего университета представили два доклада.
По итогам двухлетней реализации грантового проекта на тему «"Непарадный портрет" Данилы Кузьмича: потенциал обновления системы государственных трудовых резервов в субкультуре учащихся» выступили канд. ист. наук, доцент Марина Ларионова и канд. ист. наук, доцент Сергей Разинков. Ученые представили свою авторскую методику реконструкции портрета учащихся системы трудовых резервов и модель девиантных, протестных поведенческих практик, которые были выделены на основе анализа репрезентативной группы исторических источников и которые легли в основу выделения социальных типов «непарадного» коллективного портрета учащихся сети учебных заведений государственных трудовых резервов в 1940–1958 гг.
Марина Бариевна Ларионова и Сергей Львович Разинков не в первый раз обращаются к теме государственных трудовых резервов, которые сыграли значимую роль в годы Великой Отечественной войны и в период восстановления разрушенного войной хозяйства, — отметила Мария Снегирева, доцент кафедры документоведения, права, истории и русского языка. — Ранее ученые продемонстрировали роль образовательных учреждений в подготовке кадров для промышленного производства, железнодорожной отрасли, строительства, транспорта и других сфер народного хозяйства страны. Особенностью данного проекта было то, что обучающиеся выступили не общей массой будущих работников, а были «очеловечены». Перед нами предстал не идеальный герой с парадного плаката, а подросток, который волею судеб, решениями партии и правительства попал в важные исторические процессы, становился винтиком огромной государственной машины, выполняя те планы, которые спускались свыше. В очень непростых условиях, вдали от дома, нужно было стремительно взрослеть, становиться не только учеником, но и молодым рабочим, который был обязан соблюдать дисциплину, быть общественно активным, идеологически подкованным. Достоинством проекта Марины Бариевны и Сергея Львовича является то, что в исследовании широко представлены документы из архивов, публикации из разных газет и журналов, фотоснимки, личные воспоминания, поэтому молодой человек того времени предстает неоднозначным, сложным, противоречивым, «непричесанным». Через человеческую личность мы лучше понимаем то время, непростую эпоху, нашу подлинную историю, которая не свободна от противоречий, сложностей, но имела и положительные черты, и достойные результаты, которые были положены в основу профессионального образования в последующие годы.
Второй доклад был представлен доктором филологических наук, доцентом Эдуардом Будаевым. Он представил промежуточные результаты реализации исследовательского проекта на тему «Лингвокогнитивные механизмы формирования образа России в украинских каналах мессенджера Telegram в 2014-2023 гг.».
Модератор сессии доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой РГППУ Александр Кислов подчеркнул важность и значимость проведенных исследований. Экспертами — канд. ист. наук, доцентом Ольгой Рыжковой и доктором филологических наук, профессором Еленой Нахимовой — отмечены были возможности использования полученных результатов в учебном процессе, при работе со студентами в рамках курса «Основы российской государственности» и при проведении мероприятий, посвященных памятным событиях 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
На встрече присутствовали студенты 1 курса, которые сделали свой первый выбор и находятся в самом начале профессионального пути.
Мы впервые присутствовали на мероприятии подобного рода. Было интересно узнать, что наши преподаватели ведут активную научную деятельность. Темы проектов тоже очень интересные. Ранее никогда не задумывалась, что метафоры так о многом могут сказать. Доклад Э. В. Будаева изменил мое представление,
поделилась студентка Маргарита Сорокина.
Ее поддерживает и другая студентка РГППУ Ева Баратынская:
На мероприятии поднимались важные, интересные и незаурядные темы. Безусловно, их можно сократить и адаптировать под современную молодежь, что, однако не отнимает того, что проведенные исследования вызывают интерес, рождают почву для размышления и вдохновляют на самостоятельное изучение тем.