27.03.2025

В РГППУ создана экосистема по подготовке специалистов БАС

Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) стремительно выходит на передовую линию в подготовке специалистов по беспилотным авиасистемам. Еще несколько лет назад беспилотники казались элементом далёкого будущего, а сегодня они уже прочно вошли в нашу жизнь – от воздушной съемки до промышленности и образования. В РГППУ это осознали одними из первых: здесь создана современная образовательная экосистема, где студенты и преподаватели вместе осваивают искусство полета и инженерии.

Сегодня в университете сформирована уникальная среда для практического обучения и исследований. Одной из особенностей данной среды является лаборатория «Беспилотные летательные аппараты», расположенная в Технопарке универсальных педагогических компетенций, позволяющая формировать необходимые компетенции, связанные с пилотированием беспилотных авиасистем, а также проводить соревнования в рамках всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» по компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». На базе лаборатории проводятся показательные выступления и мастер-классы: приглашенные эксперты и даже чемпионы соревнований по дрон-рейсингу делятся опытом, вдохновляя молодежь на новые достижения.

Важно отметить, что РГППУ развивает направление беспилотных систем именно как профессионально-педагогический университет. Здесь готовят не просто операторов дронов, а наставников и учителей, которые понесут эти знания дальше – в школы, колледжи, детские технопарки. Специально для этого в университете разработана и успешно реализуется программа подготовки педагогов для работы с БАС. Это программа среднего профессионального образования, ориентированная на выпускников школ, мечтающих обучать других тонкостям управления и конструирования дронов.

Учебный план построен с учетом передового опыта: сочетание инженерных дисциплин, методик преподавания и множества часов практики. Студенты этой программы изучают аэродинамику и электронику беспилотников, осваивают программирование автопилотов, а также педагогику и психологию – ведь им предстоит стать педагогами. Такой многогранный подход позволяет выпускникам уверенно чувствовать себя и в технической, и в образовательной среде. РГППУ фактически создает новое поколение педагогов, которые одинаково хорошо владеют и дроном, и классной доской.

Это уникальное для России предложение –учитель по беспилотным системам, востребованный в эпоху технического творчества и кружкового движения.

Университетские преподаватели, в свою очередь, постоянно повышают свою квалификацию, осваивая новые модели дронов, программное обеспечение и методики обучения. Формируется активное педагогическое сообщество, объединенное общей целью – сделать обучение работе с беспилотниками доступным и увлекательным для каждого ребенка и студента.

В РГППУ особое внимание уделяется проектной деятельности студентов, позволяющей применить знания на практике.

Яркий пример – проект «Беспилотные летательные аппараты: искусство полета и инженерии», который объединил десятки студентов разных факультетов. Это целый творческий марафон, в рамках которого ребята придумывают, конструируют и испытывают собственные беспилотные аппараты. Такая практико-ориентированная работа дает возможность почувствовать себя настоящими инженерами.

Лаборатория Технопарка РГППУ оснащена современным оборудованием: от симуляторов полета с реалистичной физикой до комплектующих для создания собственных дронов. Неудивительно, что именно здесь часто рождаются инновационные идеи, которые затем воплощаются в жизнь.

Успех проекта подтолкнул университет к мысли расширять подобные форматы. Планируется, что подобные студенческие инициативы станут ежегодными, возможно, вырастут до уровня общегородских или всероссийских хакатонов по беспилотным системам.

Развивая направление беспилотных авиасистем, РГППУ делает ставку на собственные разработки и широкое сотрудничество. Университетские конструкторы и преподаватели уже занялись разработкой учебных моделей дронов – специальных упрощенных беспилотников, идеально подходящих для обучения. Такие модели прочны, недороги и безопасны в использовании, их можно собирать и разбирать множество раз. Они станут отличным инструментом для школ и детских технопарков, где только начинают знакомиться с беспилотной техникой.

В лаборатории РГППУ опытные инженеры вместе со студентами испытывают прототипы этих учебных дронов, совершенствуют их конструкцию. Это позволит вывести практику обучения на новый уровень, когда каждый учащийся сможет собрать свой первый дрон под руководством наставника.

РГППУ думает не только о студентах-очниках, но и о широкой аудитории, желающей научиться управлять беспилотниками. Специалистами университета разработан ряд программ дополнительного образования, охватывающих разные возрастные группы и уровень подготовки.

Курсы формата «Оператор квадрокоптера» предлагают ступенчатое обучение – от первых шагов до профессионального мастерства:

  • две дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для слушателей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование («Оператор квадрокоптера: базовый уровень», 36 ч.; «Оператор квадрокоптера: продвинутый уровень», 72 ч.);

  • две дополнительные общеобразовательные программы для слушателей в возрасте от 14 лет и старше («Оператор квадрокоптера: юниор», 36 ч.; «Оператор квадрокоптера: начальный уровень», 72 ч.).

Каждая из этих программ разработана практикующими экспертами РГППУ и учитывает современные стандарты эксплуатации беспилотников. Обучение проходит на новейших моделях квадрокоптеров и симуляторах, что обеспечивает максимальную приближенность к реальным условиям. Участники курсов получают сертификаты и самое главное – уверенные навыки, будь то хобби или первые шаги к будущей профессии.

Такой сетевой подход укрепляет сообщество специалистов по беспилотным системам. Университет фактически становится центром притяжения для всех, кому интересна эта сфера: от школьников до производителей оборудования.

Подводя итог, можно сказать, что РГППУ реализует миссию создания современной образовательной среды для подготовки специалистов по беспилотным авиасистемам – и делает это с опережением времени.

Университет сумел быстро отреагировать на запросы государства и общества: когда была принята стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года и запущены нацпроекты, в РГППУ уже кипела работа над собственными инициативами. Сегодня здесь сформирована экосистема обучения, в которой теория неотделима от практики, а вдохновение – от знаний.

«Мы видим, что беспилотная авиация – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей. Наша задача – создать все условия, чтобы студенты и преподаватели могли глубоко изучать и творчески развивать уже существующие разработки, выходить на новые технические рубежи, создавать прорывные образцы беспилотных систем и успешно решать задачи, стоящие перед страной», – подчеркивает и.о. ректора РГППУ Людмила Габышева.

Эти слова отражают главный подход университета: готовить не просто специалистов, а лидеров, способных мечтать и творить.

РГППУ смотрит в будущее с оптимизмом. Его выпускники-педагоги поведут за собой новые поколения школьников в мир технологий и изобретений. Инженеры, получившие здесь образование, будут создавать дроны, о которых мы пока даже не подозреваем. А сама университетская среда продолжит развиваться, оставаясь открытой для всего нового.